Президент Ассоциации “Электрокабель” выступил модератором панельной сессии на ПМЭФ-2021

280
views

Второго июня в рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ) состоялась панельная сессия «Малый крупному или крупный малому. Кооперация: как и кому это выгодно?», модератором которой выступил Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», Президент-Председатель Правления НП Ассоциации «Электрокабель» Максим Третьяков. Практическое мероприятие было направлено на обсуждение вопросов, связанных с налаживанием взаимодействия ведущих российский компаний с государственным участием и малого и среднего бизнеса.

Более 18 спикеров должны были выступить за всего 1,5 часа: среди них представители малого и среднего бизнеса – поставщики крупнейших российских компаний; представители федеральных органов власти: Минфина России, Минэкономразвития России, ФАС России, Федерального казначейства; представители органов власти субъектов Российской Федерации; институтов развития и деловых объединений предпринимателей: ВЭБ.РФ, Корпорации МСП, ТПП РФ, РСПП, МСП Банка и международной информационной группы «Интерфакс»; представители крупнейших российских заказчиков, которые проводят активные мероприятия по расширению доступа субъектов МСП к закупкам.

В ходе дискуссии участники рассмотрели, с какими проблемами сталкиваются крупные компании и предприниматели, насколько эффективна в этом вопросе государственная поддержка.

Основные вопросы, которые рассматривали спикеры:

  •  как повлияли ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, на степень участия малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших заказчиков;
  • какие антикризисные меры стимулирования участия субъектов МСП в закупках оказались наиболее эффективными;
  • какие направления развития цифровых технологий являются наиболее перспективными для повышения эффективности взаимодействия крупных компаний с субъектами МСП;
  • основные направления совершенствования закупочного законодательства;
  • внесенные и планируемые изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ;
  • динамика закупок крупнейших заказчиков в сегменте МСП в 2019–2020 гг.

Сегодня как на федеральном, так и на региональном уровне уделяется особое внимание реализации мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса, повышение его конкурентоспособности, продвижение производимой им продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Понимая важность такого инструмента поддержки малого и среднего бизнеса, как создание открытого и прозрачного рынка сбыта производимой субъектами МСП продукции, особое значение приобретают мероприятия, направленные на расширение доступа субъектов МСП к закупкам, которое в условиях снижения объемов поддержки за счет бюджетных средств являться основным стимулом для их развития, а также развития производства инновационной, высокотехнологичной продукции.

В рамках реализации национального проекта планируется, во-первых, существенно нарастить объем закупок у субъектов МСП до 5 трлн рублей к 2024 году.

 

Заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров рассказал о том, как складывается практика применения данных законодательных новелл и каковы перспективные направления регулирования в сфере закупок у субъектов МСП. В целях минимизации последствий пандемии, в том числе для поддержки  субъектов МСП, утверждены директивы Правительства РФ от 03.04.2020 № 2850п-п13кв, предусматривающие: неприменение в 2020 году штрафных санкций к исполнителям по договорам; возможность изменения в 2020 году существенных условий договора (срок, цена, цена единицы).

В целях обеспечения прозрачности закупок (в том числе в части ценообразования) и упрощения доступа МСП к закупкам:

  1. с 28.03.2020 положения, касающиеся участия МСП в закупках товаров, работ, услуг распространяются на «самозанятых» (Федеральный закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ);
  2. с 01.04.2021 установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые заказчик может установить в документации о закупке и требовать их предоставления в составе заявки при закупках среди МСП, в том числе предусмотрено декларирование своего соответствия требованиям (лицензии, допуски), если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в сети “Интернет” (с указанием адреса сайта или страницы сайта в сети “Интернет”, на которых размещены такие документы) (Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ)
  3. с 16.04.2021 установлена обязанность включать в положение о закупке порядок определения и обоснования НМЦД, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ).

Что планируется сделать (в части закупок среди МСП). В целях упрощения доступа МСП к закупкам Минфином России разработан ряд инициатив, предусматривающих:

  • урегулирование порядка осуществления малых закупок в электронной форме у субъектов МСП на основе принципов “электронного магазина”, предполагающих предварительное размещение участниками закупок заявок-оферт и выбором заказчиком подходящего предложения (05.03.2021 законопроект внесен в Правительство РФ);
  • установление требований к банковским гарантиям и выдающим их банкам, а также наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению формы банковской гарантии (13.04.2021 законопроект принят ГД РФ в I чтении, № 1116818-7);
  • увеличение до 800 млн. предельного порога для закупок среди МСП (10.03.2021 внесен в Правительство РФ);
  • распространение обязанности осуществлять закупки среди МСП на всех заказчиков в рамках 223-ФЗ с увеличением до 30% обязательной квоты закупок среди МСП (21.05.2021 направлен в Минюст России).

Законопроектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд:

  1. сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до 3 наиболее распространенных – конкурс, аукцион, запрос котировок. Порядок их проведения излагается единообразно и с применением единой терминологии;
  2. сокращаются требования к извещениям, документациям, заявкам на участие в закупках. В целях упрощения исключается необходимость составления заказчиком документации о закупке;
  3. сокращаются и унифицируются сроки выполняемых процедур при проведении различных способов закупок. Дальнейшее сокращение сроков представляется невозможным, поскольку вступит в противоречие с требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
  4. завершается начатый ранее процесс перевода закупок в электронную форму. В настоящее время в электронной форме осуществляется только планирование закупок и отбор подрядчика. Законопроект вводит полноценный электронный документооборот на всем «жизненном цикле» закупки до полного исполнения обязательств по контракту – все документы, включая акты приемки, станут формироваться в электронной форме по единым формам. Это обеспечивает прослеживаемость закупок, автоматизацию контроля их проведения, минимизацию трудозатрат заказчиков, а также будет способствовать исключению возникновения ошибок у участников контрактной системы;
  5. для обеспечения обороны страны и безопасности государства и защиты информации вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов закупок при осуществлении закупок в отношении вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание космических материалов и технологий, космической техники, а также при осуществлении закупок ФСО России, Росгвардии, а также подведомственными им учреждениями и унитарными предприятиями;
  6. совершенствуются совместные конкурсы и аукционы – устанавливается возможность их проведения несколькими субъектами Российской Федерации;
  7. исключается “цикличность” закупок – для ускорения закупок в случае отсутствия заявок исключается обязательное продление приема заявок и проведение новых дополнительных закупочных процедур;
  8. увеличивается количество участников, с которыми заказчик может заключить контракт по результатам закупки – при уклонении победителя заказчик получит возможность заключить контракт со следующим участником закупки (каждым следующим при уклонении предыдущего до заключения контракта). Это позволит заключить контракт без повторного осуществления закупки;
  9. предусматривается введение “универсальной стоимостной предквалификации” участников закупок – предусматривается возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта не менее 20 процентов от начальной (максимальной) проводимой закупки. Это направлено на отбор подрядчиков, обладающих квалификацией и исключение участия в закупках недобросовестных участников и фирм-однодневок.
  10. упрощается работа комиссии заказчика по осуществлению закупок – снижены требования к минимальному числу ее членов, а также установлены положения, допускающие возможность дистанционного проведения заседаний с использованием систем видеоконференц-связи;
  11. вводится возможность предоставления банковских гарантий, выданных “ВЭБ.РФ”, а также региональными гарантийными организациями (предусмотрены Законом о развитии малого и среднего предпринимательства). Это расширит доступ к закупкам, в первую очередь субъектам малого и среднего предпринимательства. Также упрощается реализация права заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета банка при истребовании средств по банковской гарантии;
  12. совершенствуется контроль в сфере закупок, порядок обжалования в сфере закупок – устанавливается электронная форма подачи жалобы в контрольный орган с использованием единой информационной системы в сфере закупок, а также вводится требование о соответствии заявителя по жалобе вышеизложенному требованию об “универсальной стоимостной предквалификации”. Это исключит возможность недобросовестных участников закупки обжаловать закупки, в которых такие участники не имеют права участвовать.

Пётр Иванов, Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, контролирующий орган, выступил со своим мнением по данному вопросу. Поддержка среднего и малого бизнеса является одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России. ФАС России занимает значительную роль в обеспечении интересов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. ФАС осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере закупок для государственных нужд и закупок для нужд государственных компаний, в том числе закупок, проводимых в интересах МСП.

В 2018 году были внесены масштабные изменения в порядок осуществления закупок для субъектов МСП. Новые правила проведения закупок значительно упростили их участие в проводимых закупках по Закону № 223-ФЗ.

После установления единых правил закупок субъектам МСП действительно стало проще принимать в них участие. В частности, установление исчерпывающих требований к составу заявки позволило исключить злоупотребления заказчиками, выражающиеся в установлении требований о предоставлении в заявке любых документов по усмотрению заказчика, даже не связанных с предметом закупки.

Кроме того, установлен исчерпывающий перечень сведений об участнике закупки, которые может затребовать заказчик, что помогает избежать необоснованного отклонения заявок по надуманным заказчиком основаниям. При этом работа по унификации и дальнейшему регулированию процедур закупок должна быть продолжена.

Важно понимать, что установление понятных «правил игры» упрощает не только возможность участия в закупках, но и способствует «прозрачности» осуществления антимонопольным органом контрольных мероприятий.

После введения новых правил проведения закупок среди субъектов МСП количество жалоб сократилось, поскольку такие правила позволили существенно дисциплинировать заказчиков. ФАС России за 2020 год рассмотрено 3177 жалоб на закупки, проводимые среди субъектов МСП, при этом обоснованными из них признаны 1380 (43%) жалоб.

Вместе с тем учитывая, что в настоящее время большой блок механизмов и мер органов государственной власти направлены на поддержку и развитие субъектов МСП, на практике мы сталкиваемся и с недобросовестными поставщиками, что приводит к неблагоприятным последствиям для таких субъектов в виде включения ФАС России сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. Так, за период с 2020 по 2021 год в реестр недобросовестных поставщиков включено более 220 поставщиков, являющиеся субъектами МСП.  Во-первых,  это говорит о том, что деятельность ФАС России направлена на поддержание именно добросовестных участников закупочных процедур и исполнителей по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, такие меры при этом позволяют не дискриминировать права заказчиков на своевременное и надлежащее удовлетворение своих потребностей в товарах, работах и услугах.

Учитывая изложенное, в настоящее время для решения проблемных вопросов в сфере поддержки субъектов МСП необходимо продолжать активную работу по совершенствованию действующего законодательства РФ.

Анна Теймуразовна Катамадзе, Заместитель руководителя Федерального казначейства, рассказала о планах развития единой информационной системы в сфере закупок.

  • закупки у субъектов МСП в рамках Закона № 44-ФЗ и в рамках Закона № 223-ФЗ
  • развитие единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС)
  • изменения законодательства и реализация норм в ЕИС

 О том, какие основные меры поддержки связаны с закупками и расширением рынков сбыта для предпринимателей рассказала Ирина Николаевна Орел, Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Так объем рынка закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» показывает ежегодную положительную динамику.

В рамках реализации Национального проекта МСП и входящего в его состав Федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» планируется обеспечить объем закупок у субъектов МСП в 2021 году в размере 3,8 трлн рублей с доведением таких объемов к 2024 году до 5 трлн рублей. В 2020 году объем закупок 1852 крупнейших заказчиков составил 3,912 трлн рублей (план 3,4 трлн руб). Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2019 года +5,39%. Сейчас можно с уверенностью сказать, что малый и средний бизнес активно участвует в закупках компаний с государственным участием по Закону № 223-ФЗ.

Государственные закупки являются одним из механизмов поддержки малого предпринимательства. В целях создания условий для участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков в рамках реализации Национального проекта МСП МЭР совместно с Минфином России и Корпорацией МСП продолжено совершенствование процедур участия субъектов МСП в закупках (в 2020 году):

– увеличена квота закупок у субъектов МСП с 18% до 20% (внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352);

– распространены льготные процедуры участия в закупках в отношении самозанятых граждан (внесены изменения в Закон № 223-ФЗ);

– расширен горизонт планирования закупок у субъектов МСП крупнейшими заказчиками до 3 лет (внесены изменения в Закон № 223-ФЗ);

– сокращены сроки оплаты по договорам (15 дней), заключаемым с субъектами МСП (внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352);

– введена административная ответственность за случаи неоплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП (внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ);

– установлен исчерпывающий перечень требований к составу и содержанию заявки для участия субъектов МСП в закупках (внесены изменения в Закон № 223-ФЗ).

– обеспечена реализация крупнейшими заказчиками программ повышения качества управления закупочной деятельности (изданы директивы Правительства РФ);

– расширена практика применение факторинга при проведении торгов (конкурсов, аукционов) (изданы директивы Правительства РФ);

Указанные меры позволили достичь значительного увеличения объема закупок у субъектов МСП. Кроме того, несмотря на ежегодное наращивание крупнейшими заказчиками объемов и номенклатуры закупок у субъектов МСП в целях достижения показателя по увеличению объема закупок до 5 трлн рублей к 2024 году в настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменения в законодательство в части распространения обязанности по осуществлению закупок у субъектов МСП в отношении всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Реализация указанного предложения позволит значительно увеличить количество заказчиков, обязанных выполнять квоту по закупкам у субъектов МСП, а также синхронизировать процедуры закупок у субъектов МСП, предусмотренные Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ, которым установлена обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства для всех заказчиков.

 Увеличение квоты 20/30. В рамках реализации Национального проекта МСП в 2021–2022 гг. также планируется:

– установление возможности осуществления закупок малого объема у субъектов МСП в электронной форме на основе принципов «электронного магазина»;

– установление единых требований к банковским гарантиям, которые предоставляются в качестве обеспечения заявок и договоров;

– увеличение пороговых значений начальных (максимальных) цен договоров, заключаемых с субъектами МСП в результате проведения «спецторгов».

Однако, несмотря на то, что система закупок изо дня в день совершенствуется, малый и средний бизнес по-прежнему сталкивается с рядом проблем в ходе участия в закупках, в том числе:

– по причине несвоевременной оплаты по договорам.

– отсутствует преференция по участию в закупках для быстрорастущих, инновационных субъектов МСП. Несмотря на наличие квоты по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, крупнейшие заказчики зачастую не учитывают возможность замены традиционных товаров, работ, услуг инновационными при формировании закупочной документации.

– необходимость уплачивать взимаемую операторами электронных площадок плату с победителя закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ в полном объеме.

Мы всегда говорили о том, чтобы поддержку должны получать гораздо большее количество субъектов МСП. В этой связи Корпорация должна обеспечивать бесшовность, адресность и массовость мер поддержки для субъектов МСП. Для предпринимателей крайне важно иметь стабильный рынок сбыта продукции.

В этой связи, полагаем, что одним из ключевых направлений деятельности Корпорации должно стать расширение спроса на продукцию малого и среднего бизнеса и расширение доступа к закупкам субъектов МСП крупнейших заказчиков.

Александр Игоревич Исаевич, Генеральный директор  АО «Корпорация «МСП»  рассказал о системе мер поддержки субъектам МСП, созданной КорпорациейВ 2020 году объем закупок 1 852 крупнейших заказчиков при участии Корпорации составил 3,913 трлн рублей (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2019 года +5,39%, +200 млрд рублей) при расширении номенклатуры закупок до 489 тыс. Более 120 тыс. малых и средних компаний стали поставщиками в рамках Закона № 223-ФЗ.

В 2021 году заказчики показали ответственное отношение к бизнесу в период пандемии, не снижая объемы закупок у субъектов МСП, а по ряду позиций (IT-услуги, закупки индивидуальных средств защиты, закупка IT-оборудования) наращивая такие объемы.

По состоянию на 19.05.2021 объем закупок крупнейших заказчиков составил 1,237 трлн рублей (заключено более 152 тыс. договоров с 63 037 поставщиками-субъектами МСП). Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года + 13,5% (+ 147 млрд рублей).

Одна из ключевых целей Корпорации – достижение показателей Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и федеральных проектов, входящих в его состав, установленных на период до 2024 года, и сохранение положительной динамики показателей в 2025 году.

В рамках стратегии развития Корпорации до 2025 года планируется:

  • увеличение объема закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП до 5,1 трлн рублей;
  • развитие цифровых сервисов для участия субъектов МСП в закупках;
  • количество субъектов МСП-поставщиков – 220 тыс.;
  • количество крупнейших заказчиков – более 20 тыс.

Для предпринимателей крайне важно иметь стабильный рынок продукции. Здесь Корпорация должна помочь и обеспечить доступ МСП как на внутренние, так и на внешние рынки сбыта. Говоря про внутренние рынки конечно, я имею ввиду встраивание МСП в цепочки поставщиков федеральных торговых сетей, доступ МСП к закупкам крупнейших заказчиков. Уже сейчас мы ведем работу по распространению квоты закупок у МСП на большее число заказчиков.

Реализация указанного предложения позволит в 13 раз увеличить количество крупнейших заказчиков (до 20 тыс.), обязанных выполнять квоту по закупкам у субъектов МСП, а также синхронизировать процедуры закупок у субъектов МСП, предусмотренные Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ, которым установлена обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства для всех заказчиков.

Простота участия в закупках будет обеспечена за счет стандартизации закупочной документации, сегментации процедур, цифровизации, а также развития сегмента корпоративных закупок малого объема.

1) развитие сегмента закупок малого объема (до 500 тыс. рублей) с внедрением электронного документооборота, в том числе:

– развитие модулей АИС Мониторинг МСП в части развития сегмента закупок малого объема в рамках Закона № 223-ФЗ с использованием максимального широкого круга источников информации – электронных магазинов заказчиков;

2) стандартизация закупочной документации с помощью сервиса «Цифровизация закупок», в том числе:

– стандартизация типовых документов для участия в закупках, в том числе в закупках малого объема, в рамках Закона № 223-ФЗ;

– доведение до субъектов МСП информации о типовых требованиях для участия МСП в закупках, в том числе в закупках малого объема;

– организация защиты интересов поставщиков и участников закупок в спорах по закупкам.

В перспективе планируется создание суперсервиса «Закупки крупнейших заказчиков у субъектов МСП», включающего в себя следующие подразделы:

– рейтинг крупнейших заказчиков;

– планирование закупок – подготовка предложений к закупкам на основе планов крупнейших заказчиков, в том числе:

упущенные возможности – информирование о прошедших закупках, в которых мог участвовать субъект МСП.

закупки с низкой конкуренцией – анализ таких закупок в целях оповещения о таких них потенциальных поставщиков и крупнейших заказчиков.

– автоматизированный разбор текста конкурсной документации в целях участия субъекта МСП в закупке (онтологическая модель);

– обжалование действий (бездействий) заказчика (в т.ч. шаблоны исков, типовые ситуации)

– типизация ошибок по участию субъектов МСП в закупках;

– создание базы поставщиков с возможностью размещения ими оферты.

– подбор финансовых продуктов автоматически на основе скоринга субъектов МСП при участии в закупках.

Группа «Интерфакс» совместно с АО «Корпорация «МСП» на постоянной основе проводит анализ качества закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП. Владимир Владимирович Герасимов, Первый заместитель Генерального директора – Исполнительный директор Группы «Интерфакс»  рассказал о результатах анализа закупок и о динамике показателей. Увеличение квот закупок у субъектов МСП привело к расширению рынка сбыта для малого бизнеса и расширению номенклатуры поставок, а также к формированию круга успешных компаний-поставщиков.

Участие МСП в закупках является одним из важных факторов повышения уровня конкуренции в госзаказе. Это выражается как в более высоком уровне конкуренции на аукционах, так и в более высокой доле конкурентных форм закупок на рынке МСП. На рынке МСП выявлена связь между уровнем конкуренции на торгах и ростом экономии до 14%, что выше… МСП, как показал анализ, включить в импортозамещение и видят возможности для наращивания производства с учетом этих возможностей.

Крупнейший заказчик,  ПАО «Интер РАО», Светлана Николаевна Хорунжая, Директор по закупочной деятельности, Дивизион снабжения рассказала об основных преимуществах и недостатках субъектов МСП – поставщиков и каких положительных изменениях. 

Субъекты малого и среднего предпринимательства – важные партнеры для компаний Группы «Интер РАО» и топливно-энергетического комплекса в целом. Ежегодно, начиная с 2015 года количество договоров, заключенных между компаниями Группы «Интер РАО» и субъектами МСП, возрастает, как в процентном, так и денежном выражении.

Несмотря на ситуацию, связанную с пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 году, Группа «Интер РАО» продолжала принимать активное участие в совершенствовании закупочной системы, разработке и внедрении новых сервисов прямого взаимодействия с поставщиками, в результате чего произошел рост показателей по закупкам у МСП.

Источник: RusCable.Ru